Несмотря на опасности, большинство нелегальных мигрантов из Африки будут по-прежнему стремиться попасть в Европу

21 October 2019

Нелегальные мигранты, которые отправились в путешествие из Африки в Европу, будут делать это снова, несмотря на все опасности на их пути. Примерно 93% из почти 2000 нелегальных мигрантов знают об опасностях, поджидающих их в путешествии, но только 2% отметили, что большая осведомленность о рисках заставила бы их отказаться от этой идеи.

Эти и другие выводы представлены в знаковом докладе Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) «Растущие преграды: голос нелегальных африканских мигрантов, путешествующих в Европу». Исследование помогает получить более четкий ответ на вопрос, почему нелегальные мигранты из Африки стремятся попасть в Европу.

Новый доклад основывается на результатах опроса 1970 мигрантов в 13 европейских странах, которые приехали из 39 стран Африки, используя нелегальные пути миграции. Все опрошенные не ищут убежища или защиты от преследования дома — наиболее распространенное мнение, почему нелегальные мигранты приезжают в Европу.

Проведенное исследование также показывает, что поиск достойной работы — не единственная мотивация для мигрантов. Не все из тех, кто мигрируют, являются у себя на родине «бедными» и малообразованными. У 58% была работа, либо они получали образование на момент миграции. Большинство из тех, кто работал, получали конкурентоспособную зарплату. Однако около 50% работающих отметили, что их не устраивала зарплата. Для 2/3 опрошенных получаемый доход и перспективы заработка дома не повлияли на их желание уехать.

Респонденты также проучились на три года больше, чем их сверстники.

«Растущие преграды» показывает, что миграция является откликом на процесс развития на африканском континенте, который неравномерен и недостаточно быстрый, чтобы удовлетворить стремление людей. Барьеры на пути к возможностям, или «уменьшители шансов», которые обозначены в исследовании, — важные факторы раскрывающие мотивации этих молодых людей», — сказал Ахим Штайнер, Администратор ПРООН.

«Проливая свет на то, почему люди используют нелегальные пути миграции и что они испытывают на своем пути, доклад «Растущие преграды» содействует важной дискуссии о роли человеческой мобильности в стимулировании прогресса в достижении целей устойчивого развития и выработке лучших подходов к его регулированию», — сказал Ахим Штайнер.

В докладе отмечается, что для многих, кто использует нелегальные пути для того, чтобы попасть в Европу, их путешествие ограниченно временными рамками. Результаты исследования показывают, что большинство из тех, кто не хочет оставаться в Европе, имеют разрешение на работу, в отличие от тех, кто хочет остаться, — отрыв составляет 18 процентных пунктов.

Чувство стыда, вызванное тем, что их «миссия» по отсылке денег домой семьями и родным не приносит ожидаемых результатов, является основной причиной того, что мигранты не спешат возвращаться домой. 53% респондентов получают денежную поддержку со стороны своих семей и друзей, чтобы оплатить свое путешествие. Попав в Европу, преобладающее большинство — 78% — отсылают деньги обратно. Респонденты, которые трудоустроились в Европе, в среднем отсылают треть своего месячного заработка, что составляет 85% их месячного дохода дома.

В докладе также подчеркивается, что у женщин и мужчин опыт пребывания в Европе отличается. Разница в оплате женского и мужского труда в Африке кардинально отличается от ситуации в Европе, где женщины получают на 11% больше мужчина (по сравнению, в Африке они получают на 26% меньше мужчин). Количество женщин, отправляющих деньги домой, также больше, чем мужчин. Домой деньги отправляют даже те женщины, которые не имеет постоянного заработка.

Гендерные различия очевидны и в плане криминальной ситуации: немного более высокий процент женщин стали жертвами преступления в течение шести месяцев до проведения опроса. Многие из опрошенных женщин подвергались сексуальному насилию.

«Растущие преграды» — это громкий призыв продолжить расширять возможности и давать больше выбора людям на африканском континенте параллельно с улучшением перехода от «неконтролируемой» к «контролируемой» миграции в соответствии с Глобальным договором о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. Это второе по счету исследование в серии докладов ПРООН с фокусом на миграцию молодых африканцев. Первое исследование рассматривало причины, по которым молодые люди оказывались в рядах сторонников насильственного экстремизма.

ГОЛОСА НЕЛЕГАЛЬНЫХ МИГРАНТОВ

«Если у вас есть семья, вы должны обеспечить им еду, крышу над головой, медицинское обслуживание, дать образование. У меня есть маленькая дочь. Люди могут спросить, какой же я отец, если уехал от жены и ребенка. Но каким бы я был отцом, если я бы остался и не смог обеспечить им достойную жизнь?» — Йерима

«Идея попытаться уменьшить масштабы миграции заключается в том, чтобы посмотреть более внимательно на ее причины. Они — в политике правительства, которая обрекает людей на бедность и не дает возможности для развития. Школы, которых нет; неработающая система здравоохранения, коррупция и репрессии. Это вынуждает людей уезжать», — Серж.

«Через пять лет я вижу себя в моей родной стране. Целых пять лет (моя семья) не видели друг друга. Наступит день, когда мы снова увидим друг друга. И когда я приеду в свою страну, я не думаю, что я вернусь сюда обратно», — Мамаду

«Главная цель — заработать денег. С мыслями о маме и отце. Моей старшей сестре. Моя сестренка. Помочь им. Это была моя забота. Вот почему я выбрала Европу», — Дрисса.

«После того, как я уехал из дома, я провел за границей три года и восемь месяцев. Мне очень нахватало моей семьи. По ночам я не мог спать. Всегда думал о моей семье: жене и детях. Думаю, что могло бы произойти, если бы они были здесь со мной», — Дрисса.

«Я начал работать еще в очень молодом возрасте. Ничего не делать — это не по мне. Многие находятся в подобной ситуации: мы хотим работать, хотим вставить утром, идти на работу, обеспечивать детей. Поэтому для многих из нас, миграция означает заботу о себе, заботу о наших семьях, которые остались дома, в то время, когда я работаю в стране, которая нас приняла. Идея заключается в том, чтобы быть полезными — вот за что мы боремся», — Серж.

«Когда (моя жена) звонила и говорила, что у нее нет денег, я начинал плакать. Потому что, у меня тоже не было денег, и я знал, что они ей нужны. Вот почему я плакал», — Дрисса.

«Я всегда помню своих маму и папу. Они всегда думают обо мне. Когда я вернусь, они будут счастливы. Мои друзья будут счастливы. Я тоже буду счастлив», — Мамаду.

ФАКТЫ

  • 58% респондентов либо работали (49 %), либо получали образование (9%) на момент их миграции в Европу. Большинство из тех, кто был трудоустроен, получали достойные по местным меркам зарплаты.
  • Для 66% респондентов, наличие работы или перспективы ее получения, не влияло на их решение уехать из родной страны.
  • 62% респондентов считают, что правительство относилось к ним несправедливо; многие отмечают, что их этнические или политические взгляды были причиной такого отношения.
  • 77% считают, что в родной стране их не слышали и политическая система не давала возможностей для активного участия в политической жизни.
  • 41% респондентов отметили, что ничего бы не изменило их решения приехать в Европу.
  • Средний заработок в Европе намного выше, чем в Африке.
  • Работающие респонденты в среднем отправляют домой только 1/3 своего европейского дохода, что составляет 85% от их общей суммы доходов в Африке.
  • Женщины в среднем зарабатывают больше, чем мужчины (по сравнению с относительно более низкими уровнями дохода в своих странах). Женщин, отправляющих деньги домой, больше, чем мужчин.
  • Полученные результаты позволяют предположить, что те, кто не хочет постоянно жить в Европе, скорее всего, будут стараться заработать больше денег. Высокий процент от этой группы имеют разрешение на работу и отправляют деньги домой.
  • 67% из тех, кто не хочет остаться в Европе, заявили, что их сообщества были бы счастливы, если бы они вернулись, по сравнению с 41% тех, кто хочет остаться в Европе.

Контакты для получения дополнительной информации и интервью средствам массовой информации

Нью-Йорк: Адам Катро; adam.cathro@undp.org; +1 212 906 5326.
Женева: Сара Бел; sarah.bel@undp.org; +41 799 341 117.
Брюссель: Людмила Тигану, ludmila.tiganu@undp.org, +32 221 38296